пʼятниця, 24 грудня 2010 р.

Бег из USSR.

Бег из USSR.

Это была сама прикольная история побега из СССР, которую я когда-либо знал. Побеги бывали, вообще. Чаще всего драматичные, закачивающиеся под пулями пограничников, захватами самолетов и самоубийствами, а иногда курьезные, типа заблудиться в карельском лесу и выйти к финнам. Но этот случай был мирный и элегантный. И хотя уже была перестройка и, скоро уже наоборот - так любившие редких советских беглецов и диссидентов жители "цивилизованного" мира, сами начнут городить заборы от желающих приобщиться к свободе слова и предпринимательства - была перестройка и можно было просто подождать, но эти пацаны со своими женами не просто ушли, а ушли, что называется, "с вещами" - со средствами, которых хватило на первое время, чтобы устроится.


Чтобы понять, почему многие из нас так хотели свалить из счастливой советской жизни, нужно родиться в том времени. Родиться, и вырасти лет до 25-27, до возраста, когда человек первый раз серьезно подводит итоги свое жизни, понимая, что вот уже он взрослый, вот, кусок ее заметный уже прожит, и ты уже никогда не будешь не только подростком-пионером (в голове которого фарш из наивных мечтаний о великом и светлом будущем человечества и тайных мыслей о том, что в трусах девчонок) но и вообще многим уже не будешь, так как время уходит. Нужно было родиться там и тогда и, при этом, родиться не рабом, родиться неготовым быть мелким винтиком в гигантской бездушной машине, которой не нужны твои таланты и твое горячее сердце, но лшь нужны роботы, которые встают в шесть, жрут свой неказистый завтрак, набиваются как скотина в воняющий плохо мытыми людьми, кривой, скрипящий всеми плохо свинченными членами автобус, и тупо едут на завод. В цех - к вечнозеленым, воняющим блевотиной и смазочной жидкостью станкам и стенам, в КБ - к протертым жопами дерматиновым стульям, на стройку - строить кривые панельные норы для таких же, как ты муравьев Советского Союза....

Одной только мысли, что каждый новый год твоей жизни будет заканчиваться так же как начался и каждый следующий будет как близнец похож на предыдущий, одного только пришедшего с возрастом понимания, что никакой родине-уродине и вообще никому не нужны твои детские мечты о высоких свершениях и готовность пожертвовать собой ради чего-то значимого и небессмысленного, что, если ты хочешь оставаться умным честным и принципиальным, пределом достижений твоей жизни будут убогая квартира, стремная машина и огород с будкой, издевательски именуемый "дача" - этого достаточно чтобы в 27 просто сойти с ума или повесится.

Да, были и другие судьбы - были Королевы и Туполевы, были Гагарины и Титовы, были и ученые, создающие мирный атом, были партработники, наконец, руководящие подъемами целин и стройками днепрогэсов. Только нужно понимать - королевых были единицы в многомиллионной стране и мы уже тогда достаточно знали, чтобы понимать, что прежде чем сделать героями, "родина" опустила их во все дыры в тюрьмах и шарашках, что гагарины были просто подопытными кроликами - на их месте с тем же успехом могли быть крысы или обезьяны.

Отдельной песней была комсомольско-партийная карьера - именно через нее прошли в новую жизнь Ходорковский, Гайдар, Чубайс... Готовность быть подлецом и неуемное желание сделать карьеру любой ценой - все, что требовалось для этого. Уж сколько лет прошло, а как сейчас помню горячую речь комсомольского секретаря института требующего исключения из комсомола за "аморальное поведение" парня и девчонки, которые искренне любили друг-друга, мечтали о семье, детях, интересной работе и были застигнуты в общаге комендантом как раз тот момент, когда предавались любви - у коменданта специально для этого были вторые ключи от всех комнат. Всего лишь любовь, чистая, еще детская и совершенно естественная, а в итоге - вылет из института и сломанная судьба. А те, кто их ловили и судили, сами всю ночь бухали и еблись с шалавами, в обилии тершимися вокруг комитета комсомола. Еблись без любви - а просто так, по пьяни и от ощущения себя маленькими хозяевами жизни и чужих судеб. Примерно как сейчас евсюковы - отчего бы не убить, если мне за это все равно ничего не будет. У меня в памяти ощущение, что все это комсомольское дерьмо (а именно из него вырастали настоящие партийцы) просто ненавидело тех, кто искренне и честно верил в идеалы, вбитые в наши головы совковым воспитанием.

Так вот, о побеге  он был прост и элегантен. Шел 1987 или 88 год. Партия и правительство только что объявили курс на перестройку и развитие предпринимательской инициативы, т.е. разрешили быдлу открыть кооперативы и перейти на подножный корм. И в то время как я, наивный молодой инженер, поверивший горбачевской вранине и, в очередной раз, попавшийся на свои детские идеалы, мечтал о постройке суперкомпьютеров, и в то же время когда комсомольские деляги уже начали конвертировать в деньги свои партийные связи, компашка из 8 пацанов, моих сверстников, придумали чудный способ свалить из СССР.

Они открыли сельскохозяйственный кооператив по рыбному промыслу. Да! Они, выросшие в глухой провинциальной степи и видевшие море только в кино про плохих парней, создают кооператив, куда вступают вместе со своими женами, типа, будут ловить рыбу. Родина, несколько раз крепко обосравшаяся в попытках вырастить то картошку, то кукурузу, как раз и мечтала, что инициативная часть быдла кинется добывать жрачку. Под это дело легко давали кредиты. И вот они берут кредит, едут в Архангельск и покупают маленький, старый, почти списанный рыболовецкий сейнер. Ремонтировать тогда было делом геморным, но за наличку им его сделали быстро и очень хорошо - стал как новый. Пока шел ремонт, они оформили всю ораву моряками-промысловиками, купили нужные корки и оформили загранпаспорта - это называлось "паспорт моряка" - после чего погрузились все толпой на сейнер и, прямым ходом, даже не пытаясь забрасывать сети, отвалили в Канаду. В первом же канадском порту - вот где пригодился педагогический иняз одной из жен - продают судно, делят деньги и расползаются по Канаде. Все! Профит!

Свободный мир тогда еще был не готов к нашей свободе разбегаться и без особых проблем проглотил этих первых перелетных ласточек перестройки. Жизнь только начиналась!

Привет, вам, пацаны, если слышите меня :-)

П.С. Чего нам не хватало? Возможности быть разными. Тот, кто никогда не жил в том времени, никогда и не поймет каково это - быть обязанным быть таким как все. Одеваться - как все, говорить - как все, музыку слушать - как все. Когда я окончил институт и сдавал госэкзамен, в числе экзаменатров был парторг института. От моего ответа на его вопрос: "А почему вы так мало работали по общественной линии?!" - зависела моя судьба, судба будущего инженера. Не от того, как я сдал специальность, не от того, как я знаю математику, и что я написал в дипломе, а от того, что про меня решит этот подлый ублюдок. Ненавижу. И так случилось, что я ему потом встал-таки поперек горла. Но это - отдельная история :-)

Не верьте сказкам про СССР.

В продолжение темы "Бег из USSR"

Большинство сегодняшних юзеров уже не могут помнить Совок, т.к. родились либо после него либо на его закате. Пользуясь этим, многочисленное мудачье парит молодежи мозг, сказками об "утраченном рае".  Хочу вспомнить о том времени, с позиции человека, который никогда не был активным диссидентом и не был коммунистом, просто нормально учился и успешно работал - это я.

Единственное и неоспоримое достоинство Совка в том, что именно в нем прошло мое детство. А детство - собственное, родное детство - это такая штука, которая красит в счастливые краски память о любом времени и месте, где ребенка иногда кормили и не очень часто мучили. Во всем остальном, кроме воспоминаний о детстве, Совок был полным дерьмом для всех нормальных и даже для большинства ненормальных людей. А главное - Совок был унизителен

Но, это все эмоции. Суть же не в них, а в фактах. Советский человек не мог очень многих вещей, которые вполне естественны для обычной человеческой жизни. Не в смысле - как на западе, а просто обычной жизни, когда человек осуществляет данные ему природой потребности - любить, создавать жилище, самовыражаться в созидании.
Я даже не буду обсуждать такую херь, что обычный студент не мог спокойно привести подружку в общагу, чтобы не то что просто потрахаться, а даже чтобы честно заняться любовью с видами на свадьбу - по правилам не мог, это была "аморалка", за которую выгоняли из общежития, комсомола и института. Но, хрен с ним - с сексом (эй! кто там на небе! не поймите этот сентенс, как мою личную заявку! :-), ибо тайком, как воришки, люди все равно трахались,  но кроме секса, в той жизни было очень много важных для человека вещей, которые были недоступны советскому человеку в принципе или если и доступны, то только через страшную жопу.
* Человек не мог нормально купить квартиру. Мог заработать кучу денег (мог и совершенно легально, врут все те, кто утверждает, что не мог), но частного жилья не существовало. Все квартиры принадлежали государству и оно их давало людям, когда решало, что нужно дать и ОТНИМАЛО назад, когда решало, что нужно отнять. Для получения квартиры нужно было иметь законные основания и тогда человека "ставили на очередь"Квартиры можно было менять, но купить или продать - было преступлением. Существовали кооперативные квартиры, которые были собственностью не государства, а кооператива. Чтобы вступить в кооператив, нужно было "встать в очередь" и, если повезет, получишь квартиру ГДЕ ДАДУТ. В очереди на квартиру можно было простоять лет 15, а можно и больше. Без очереди давали семьям, где 3 и больше детей и строителям на больших стройках, типа Днепрогэса или ОХМК.

* Человек не мог построить себе дом. Т.е. в селе - мог и даже мог получить помощь от государства, но житель города в принципе не мог получить землю для строительства частного дома. Хочешь дом - поезжай работать в село. В городе можно было купить старый дом, оставшийся от довоенной застройки и реконструировать его. Но если вдруг на этом месте государство решит построить что-нить, дом автоматически отнимался и взамен выдавалась квартира расположенная ГДЕ ДАДУТ и размером не по качеству отнимаемого дома, а по количеству прописанных в том доме - на семью из трех чел. давали двушку. Кстати, законно строить в городе было невозможно еще и потому, что торговли стройматериалами не существовало в принципе. Кирпич, цемент и пр. продавались только организациям.
* "Дачи". Отдельный пиздец. Это явление было двух типов. Первый - крупным партейцам, руководителям очень больших предприятий, академикам, писателям и артистам выдавали кроме квартир загородные дома с садом. Ну, понимаете, им, после тяжких трудов на благо родины, нужно было отдыхать. Второй (типа, у нас же равенство) - остальным выдавались 6 соток загородного пустыря на семью. На этом клочке можно было сажать все, что трахнет в голову, кроме конопли, и строить халупу не более 36 кв. метров и не более 1 этажа (мансарду - можно), с некапитальными стенами (не более 50 см кирпича) и без постоянных коммуникаций. В садово-дачные товарищества (так это называлось) проводили сезонное электричество - зимой оно отключалось - и можно было в складчину построить летний водопровод. Фсе. За постройку на даче капитального дома, можно было сесть в тюрьму. За что? А вы забыли, что законной торговли стройматериалами не существовало? Кстати, продавать на базар, то, что ты вырастил на даче было полулегальным занятием. Оно называлось "нетрудовые доходы" и за него выборочно сажали в тюрьму. При этом могли конфисковать дачу и машину, на которой привозил овощи на рынок, как орудия преступления.
* Высшее образование можно было получить только один раз. Для второго высшего иногда существовали инженерные потоки и курсы переквалификации, но просто так взять и поступить второй раз в обычный вуз, имея диплом, было невозможно. Чтобы учиться параллельно на двух факультетах или в двух вузах, нужно было получать высочайшее разрешение не ниже ректора. Простая мысль, что, типа - "хер с ним, пусть попробует, не получится, только ему хуже и будет" - была недоступна умам вершителей наших судеб. Приходилось униженно просить права учиться больше чем другие. Кстати, работать студенты могли только по разрешению декана - на работе требовали справку от него.
* Невозможно было проснуться утром и решить, что ты художник, писатель, музыкант или поэт, бросить работу и начать творить. Творить имели право только члены союза писателей, союза художников и пр. Все остальные автоматически становились "тунеядцами". За жизнь без работы полагался реальный срок - до пяти лет. Узнав про очередного "творца", приходил участковый и давал 30 дней, на трудоустройство с предоставлением справки с места работы. Кстати, попытка опубликовать или просто распространять копии самостийно написанной книги, была преступлением - самиздат. Заодно "по статье" шли все, кто помогал размножать текст любым способом кроме рукописного - машинное копирование было тяжким преступлением против советской власти.
* Человек не мог открыто говорить вслух, все, что он думает. Если Вы думали, что существующий в стране порядок не очень хороший и его нужно улучшить, то такие мысли нужно было держать при себе. Аналогично, человек не мог говорить вслух, что ему нравится капитализм и жизнь на западе. Это не было официальным преступлением, но обычно, становилось катастрофой всей жизни. Делалась эта катастрофа просто  - чтобы получить высшее образование, нужно было вступить в Комсомол. Принимали в Комсомол только из пионеров. Для вступления в Комсомол писалось заявление, в котором человек рассказывал о свей вере в идеалы коммунизма и приносил клятву верно следовать указаниям КПСС. Соответственно, написав такое, а затем заявляя что-либо противное советскому режиму, ты становился клятвопреступником и подлежал исключению из Комсомола. При этом комсомольская организация просила ректорат отчислить отступника из института. Профит. Сколь бы ты ни был талантлив, инженером, ученым или врачом ты уже никогда не будешь. Если ты уже получил диплом, то по ходатайству комитета Комсомола тебя увольняли и никаких шансов снова устроиться по специальности у тебя не было. Карьера рабочего ждала тебя. Аналогично, в таких изгоях часто оказывались личные враги советских чиновников - им навешивали какую-нить "аморалку", а далее - исключение и пр...
* Человек не мог придумать и осуществить какую-нить бизнес-идею. Т.е. придумать мог, а осуществить - преступление. Ты мог не тронуть ни копейки государственного имущества, все сделать своими руками, но как только ты начинал получать с этого доход (например, продавать сшитые тобой рубашки или трусы), автоматически становился преступником. Сроки за это были разные, по обстоятельствам можно было огрести даже расстрел, если успел заработать много денег.

* Девушка не могла купить красивое белье.
Его просто не производили. На прилавках лежали лиловые и белые лифчики старушечьего вида и тех же цветов глухие трусы до ушей. Колготки тоже были страшным дефицитом и ужасного качества. Продавались, правда в изобилии чулки и охренительного вида пояса к ним. Первое приличное белье появилось после Олимпиады-80, для которой из Москвы делали Потемкинскую деревню, чтоб пустить пыль в глаза иностранцам, а они не приехали. Как счастливы были наши девчонки, расхватывая в галантерее напротив института кружевное белье!

* Человек не мог, по собственному желанию, уехать из этого дома сумасшедших, именуемого СССР. Не выпускали. А попытка бежать - была страшным преступлением. Срок за нее был невменяемый. Если не убьют при попытке.
Кстати, любая порча отношений с режимом, как правило, аукалась всей семье. При любом, АБСОЛЮТНО ЛЮБОМ телодвижении - начиная от повышения на работе и кончая постановкой в очередь на запорожец (не могу назвать этот хлам машиной), требовалась "характеристика" - это была такая бумажка, которую составляли "общественники" - профсоюзные, комсомольские, партийные боссы местного масштаба и даже председатели домовых комитетов и руководители кружков самодеятельности. В ней описывалось отношение человека к работе, обществу и государству. Без характеристики или с плохой характеристикой нельзя было устроиться на работу или поступить в институт, даже если ты был талантом из всех дыр. К характеристике прилагалась "анкета", которую чел заполнял лично, а в анкете был такой раздел - "сведения о родственниках". Вот в нем и содержались вопросы об осужденных, исключенных, эмигрировавших и пр.... Так что, все родители, дети, братья и сестры беглеца от реальности надолго получали черную метку, вылечить которую можно было только записавшись в стукачи КГБ или если официально отречься от "плохого" родственника.

UPD.  Писец, как задолбали совколюбы, которые  вместо внимательного прочтения моего поста и возражений по нему, придумывают мне свое содержание и радостно, придуманное собой, опровергают. Специально для них, подчеркиваю:
1. В ТЕКСТЕ ЭТОГО ПОСТА Я НИГДЕ НЕ ХВАЛИЛ СОВРЕМЕННЫЙ СТРОЙ РОССИИ
2. В ТЕКСТЕ ЭТОГО ПОСТА Я НИГДЕ НЕ ХВАЛИЛ ДЕМОКРАТИЮ - ЛЮБУЮ ДЕМОКРАТИЮ!
3. ПОСТ НЕ СРАВНИВАЕТ СОВЕТСКИЙ ПОРЯДОК С ДРУГИМИ ПОРЯДКАМИ, А ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ СОВЕТСКИЙ ПОРЯДОК ПРОСТЫМ И ОЧЕВИДНЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ:
* ЛИЧНАЯ СВОБОДА И НЕЗАВИСИМОСТЬ (БЕЗ ВРЕДА ДРУГИМ ЛЮДЯМ)
* СВОБОДА СЛОВА (НО НЕ КЛЕВЕТЫ)
* ПРАВО РАСПОРЯДИТЬСЯ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ, СВОИМИ ТАЛАНТАМИ И СВОИМ ТРУДОМ
* ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ СВОЙ ДОМ
* СТРЕМЛЕНИЕ ЖЕНЩИН К ВЫРАЖЕНИЮ СВОЕЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ОДЕЖДЕ

Если кто-то из уважаемых читателей не разделяет эти ценности, то тема спора совсем другая. НО НЕ НУЖНО ВРАТЬ, ДОКАЗЫВАЯ ЧТО В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ БЫЛО ТО, ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ НЕ БЫЛО.

tremens_de_liry

Немає коментарів:

Дописати коментар